Версия для слабовидящих

Влияние жестокого обращения с детьми на их развитие

Влияние  жестокого обращения с детьми на их развитие

 

 

Умоляю вас: слышите, люди! 
Не кричите на ваших детей! 
Не надейтесь, пощады не будет: 
Горе взрослых берется оттуда- 
Из поломанных детских затей. 

Нежеланных, зачатых случайно, 
Нелюбимых, непрошенных глаз 
Не обманете вы. Ваша тайна, 
Эта явная, зримая "тайна" 
Будет тайною только для вас. 


За ошибки свои и ненастья 
Отвечайте, пожалуйста, сами. 

Отвечайте своими слезами.

Лучезарного детского счастья 

Не касаясь больными руками!

Умоляю вас горечью судеб 
И фальшивых страстей нелюбовью, 
Детским страхом, тревогой и болью 
Заклинаю вас: слышите, люди, 


Не кричите на ваших детей! 
                                                                                                                                           Татьяна Лихачева

 

Дети - самая незащищенная, уязвимая социальная группа.

 

Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы.

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Они не могут расти должным образом и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих.  Часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина.  Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. 

 

Виды жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку.

2. Сексуальное насилие это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

4. Психологическое жестокое обращениевключает в себя психологическое пренебрежение - последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение - хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка. 

 

Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке:

1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности.

Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Характеристика ребенка, пережившего насилие:

Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.

Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.

Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, в недоразвитии невербального интеллекта.

Уважай меня, чтобы я мог уважать других.

Прости меня, чтобы я умел прощать других. 
Слушай меня, чтобы и я умел слушать. 
Не бей меня, чтобы я не бил других.
Не унижай меня, чтобы я не унижал других. 
Говори со мной, чтобы и я умел говорить с другими. 
Не издевайся надо мной.
Не обижай меня. 
Не игнорируй меня.
Люби меня, чтобы и я умел любить. Я учусь жизни у тебя.

 

Все подробности здесь: ttp://cpdbaikalsk.ru/images/Информация_по_проблеме_Жестокого_обращения.pdf, https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/03/17/buklet-zhestokoe-

 

Информацию подготовила: педагог-психолог Дружук А.А.

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги

счетчик посещений